Россия первой в мире начала коммерческую эксплуатацию морского судна в режиме дистанционного управления

Инновационный автомобильно-железнодорожный паром «Генерал Черняховский» стал первым в мире морским судном, приступившим к коммерческой работе в режиме дистанционного управления.

Торжественная церемония запуска экопарома, работающего на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград», в режиме дистанционного управления состоялась 19 декабря в рамках форума «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ» в ходе пленарной сессии «Мечты, которые сбудутся: российский транспорт 2040». Судно вышло из морского порта Усть-Луга и в формате онлайн-трансляции продемонстрировало возможности движения с применением средств а-Навигации.

К участникам церемонии обратился первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов: «Сегодня мы запускаем в первый автономный рейс морской паром «Генерал Черняховский». Отмечу, что это не тестовый запуск. Это – старт полноценной коммерческой эксплуатации судна, которое должно доставить в Калининградскую область важные социально значимые грузы. Запуск парома в автономном режиме – результат работы, которая шла в течение нескольких лет. Благодаря реализации проекта Россия является одним из мировых лидеров в разработке и применении автономного судовождения».

В мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда, президент АО «Ситроникс» Николай Пожидаев.

Команду о начале запуска парома в дистанционном режиме в Центр дистанционного управления морскими автономными судами (ЦДУ) ФГУП «Росморпорт» передал Александр Пошивай. На связь с участниками форума из Санкт-Петербурга вышел капитан ЦДУ ФГУП «Росморпорт» Сергей Румянцев, доложив о готовности перехода судна в автономный режим: «Управление судном принял. Судно следует по маршруту Усть-Луга – Калининград в автономном режиме. Связь с судном стабильна, оборудование ЦДУ и судна исправно работает».

«Опережающее внедрение технологий автономного судовождения способно обеспечить повышение конкурентоспособности, а также широкое применение российских технологий как в России, так и за рубежом, – отметил Александр Пошивай. – В нашей стране развитие морского транспорта с применением технологий автономной навигации является не разовым проектом, а целенаправленной государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации. Использование технологий автономного судоходства приведет к снижению эксплуатационных затрат судовладельцев, улучшит условия работы экипажей судов».

«Наша страна первая в мире приступила к практическому применению технологий автономного судовождения в реальных условиях. Гордость для ФГУП «Росморпорт» – стоять у истоков внедрения а-Навигации в Российской Федерации как одной из ключевых технологий в цифровой трансформации морской отрасли. Массовая реализация подобных систем среди широкого круга отечественных судовладельцев позволит не только повысить безопасность мореплавания и конкурентоспособность морского транспорта, но и улучшить транспортную логистику России в целом. Уверен, что совместными усилиями мы и дальше будем успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению безопасного и бесперебойного судоходства на всем пространстве страны и, как следствие, устойчивого прогрессивного развития морской отрасли», – подчеркнул Кирилл Гайда.

«Сегодняшнее событие – значимая веха для отрасли и всех участников проекта. Это уже можно считать серийным внедрением автономных систем, которыми оснащены два парома линии Усть-Луга – Балтийск. Для этого было установлено специальное оборудование и разработанный нами софт. В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Автономное судовождение предназначено для повышения безопасности судоходства. Поэтому свое развитие технология получит и на речных судах. Этой осенью мы провели успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек, будем дорабатывать решение и внедрять в следующем году. Ожидаем, что благодаря нашим совместным усилиям в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», – отметил Николай Пожидаев.

Паром «Генерал Черняховский» пройдет порядка 500 тыс. морских миль в автономном режиме. Управление судном на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, будет вестись из ЦДУ. Судно прибудет в морской порт Калининград 21 декабря 2023 года.

Работы по переводу паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» в режим автономных судов осуществлялись ФГУП «Росморпорт» совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта «Автономное судовождение». Паром «Маршал Рокоссовский», находящийся в настоящее время в морском порту Усть-Луга, также готов к эксплуатации в дистанционном режиме.

В сентябре текущего года паромы получили первые в России удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС). Документы позволяют осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море, а также на ручное управление с поддержкой принятия решения, в том числе при прохождении узкостей и входе в порт.

На сегодняшний день паромы оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения за системами судна.

Помимо дистанционного управления находящимися в открытом море судами ЦДУ обеспечивает возможность мониторинга окружающей навигационной обстановки, а также контроля основных параметров движения паромов. Центр оснащен необходимым оборудованием, в частности пультом дистанционного управления, и является рабочим местом оператора автономного судна.

О комплексном подходе к внедрению технологий автономного судоходства в нашей стране говорит и событие, состоявшееся в Санкт-Петербурге 17 декабря – открытие в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова тренажерного комплекса для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).

Макаровка стала первым из учебных заведений Росморречфлота, внедривших тренажерные технологии автономного судовождения для использования в образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза.

Университет получил Свидетельство отраслевого ведомства о соответствии своего учебно-тренажерного центра требованиям Минтранса России для подготовки специалистов по управлению морскими автономными надводными судами. Федеральное агентство морского и речного транспорта выдало разрешение на подготовку в Морском УТЦ университета специалистов МАНС по 10 программам повышения квалификации. Подготовка специалистов МАНС становится актуальной в связи с активным внедрением технологий А- и Е-Навигации в мировом судоходстве, появлением новой регуляторной базы в мировом и отечественном законодательстве. Международная морская организация разрабатывает Кодекс МАНС, который ожидается в 2026 г., а с 1 марта 2024 г. в России уже вступает в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., регулирующий внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.

Источник: https://morflot.gov.ru/novosti/lenta/rossiya-pervoi-v-mire-nachala-kommercheskuyu-ekspluatatsiyu-morskogo-sudna-v-rezhime-distantsionnogo-upravleniya/

В России начался эксперимент по маркировке детских товаров

Эксперимент по маркировке некоторых детских товаров начался в России 20 декабря, он продлится до 1 декабря 2024 года. Постановление о его проведении ранее подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

В эксперимент включены детские игрушки (в том числе самокаты, ходунки, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах, но за исключением трехколесных велосипедов), коляски для кукол, наборы электрических гоночных автомобилей, настольные игры для детей до 14 лет. Оператором эксперимента выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, государственная система маркировки "Честный знак").

"Этот эксперимент по маркировке - большая ответственность для нас, ведь речь о безопасности детей и спокойствии родителей. Отрасль также чувствует это, поэтому профильное сообщество было вовлечено в процесс подготовки эксперимента с самого начала. Для нас важен положительный отклик отрасли - уже 25 компаний выразили готовность принять участие в эксперименте. В ходе пилотного проекта у участников будет возможность протестировать все процессы работы с системой маркировкой. Эксперимент касается не только производителей и импортеров, но и розничного звена, маркетплейсов, оптовых рынков", - рассказала руководитель товарной группы ЦРПТ Анна Петрушина, слова которой приводят в центре.

Пилотный проект не повлияет на стоимость детских товаров, так как участие в эксперименте для производителей добровольное и бесплатное: коды маркировки и оборудование на время эксперимента предоставляются безвозмездно. Опыт, полученный за время проведения эксперимента, станет основой правил обязательной маркировки, если такое решение будет принято правительством, сообщили в ЦРПТ.

По оценке Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, доля подделок на рынке возросла до 30%, напомнил заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. "Поддельные игрушки могут выпускаться из некачественных или токсичных материалов, могут не соблюдаться технологии. Важно провести эксперимент и проработать все технологии нанесения маркировки еще и с учетом большого количества видов упаковки детских игрушек", - подчеркнул он.

Коммерческий директор "Нордпласт" Роман Ефимов, слова которого приводят в ЦРПТ, отметил, что сейчас на рынке присутствует большая доля контрафактных дешевых игрушек из Китая, которые завозят в РФ с нарушениями по серому импорту. По его мнению, система прослеживаемости детских товаров решит эти проблемы.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19585261

"Удоканская медь" намерена запустить гидрометаллургический завод в II квартале 2024 года

Компания "Удоканская медь" 19 декабря 2023 года начала пуско-наладочные работы в корпусе фильтрации гидрометаллургического завода горно-металлургического комбината "Удокан". Компания планирует запустить гидрометаллургический завод во втором квартале 2024 года, сообщает компания со ссылкой на генерального директора "Удоканской меди" Алексея Ящука.

"В корпусе фильтрации гидрометаллургического завода ГМК "Удокан" 19 декабря 2023 г. стартовали пусконаладочные работы на семи фильтр-прессах тонкой очистки и на одном фильтр-прессе коллективного концентрата, а также на разгрузочных конвейерах фильтр-прессов и винтовых смесителях. На фильтр-прессах медьсодержащая пульпа под давлением будет разделяться на жидкость и твердый материал (с высоким содержанием меди), который оседает на мембранах и затем подается для атмосферного выщелачивания", - сообщили в компании.

Ящук отметил, что сейчас усилия компании главным образом направлены на подготовку к намеченному на второй квартал 2024 года запуску гидрометаллургического завода. К концу следующего года "Удокан" выйдет на проектную мощность в 12 млн тонн медной руды с выпуском готовой продукции - медного концентрата и катодной меди в 135 тыс. тонн в год. А с 2026 года мощность достигнет 15 млн тонн руды в год с выпуском до 150 тыс. тонн медного концентрата и катодной меди, добавил он.

В компании отметили, что тестирование оборудования одновременно проходит в корпусе электролиза. В частности, начались испытания роботизированного крана, способного обрабатывать до 250 катодных листов в час, ведется тестирование узлов катодосдирочной машины в автоматическом режиме. Кроме того, на "Удокане" завершены пусконаладочные работы шаровой мельницы в корпусе приготовления флокулянтов (веществ для очистки стоков - прим. ТАСС). Также успешно завершены испытания трех установок по приготовлению флокулянтов, необходимых на участке сгущения. На сегодняшний день оборудование готово к проведению индивидуальных испытаний.

Ящук подчеркнул, что производство "Удоканской меди" ориентировано как на внутренний рынок, так и на рынок Китая. При этом, по его словам, рынок КНР останется приоритетным для экспорта продукции компании.

11 сентября 2023 года "Удоканская медь" запустила оборудование обогатительной фабрики горно-металлургического комбината "Удокан". В церемонии запуска в режиме ВКС из Владивостока принял участие президент России Владимир Путин. Проект реализуется в рамках ТОР "Забайкалье", а объем инвестиций превысил 230 млрд рублей.  

О компании Компания

"Удоканская медь" (ранее известная как Байкальская горная компания) создана в 2008 году для реализации проекта освоения крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире Удоканского месторождения меди, которое находится в Каларском округе Забайкальского края. Ресурсы Удокана составляют 26,7 млн тонн меди.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19586895

Росатом ввел в работу новую линию производства востребованной в мире проволоки

Чепецкий механический завод (АО "ЧМЗ", предприятие топливного дивизиона Росатома, г. Глазов, Республика Удмуртия), запустил новый участок по производству одного из самых востребованных своих продуктов - кальциевой инжекционной проволоки (КИП), широко используемой в металлургии, сообщает пресс-служба завода.

"Ввод нового участка КИП на Чепецком механическом заводе обусловлен растущим спросом на эффективный инжекционный кальций не только в России, но и за рубежом", - отмечается в сообщении.

Как сообщает пресс-служба, для ввода в работу новой линии специалисты предприятия сконцентрировали на территории одного корпуса АО "ЧМЗ" парк технологического оборудования, ранее размещенного в разрозненных помещениях, а также смонтировали и ввели в эксплуатацию 12 единиц дополнительных оборудования. В результате все ключевые переделы изготовления кальциевой проволоки - от прессования прутка электролитического кальция до намотки готовой проволоки в бухту, теперь происходят на единой площадке.

Часть стратегии модернизации ЧМЗ

Создание на заводе единого участка по производству кальциевой инжекционной проволоки является частью стратегии предприятия по модернизации и расширению производственных мощностей. "Сегодня мы обеспечили готовность ЧМЗ к удовлетворению возрастающих потребностей российских металлургов в высококачественной кальциевой продукции. С вводом новых производственных комплексов обеспечены условия для наращивания мощностей по выпуску КИП", - говорит генеральный директор АО ЧМЗ Сергей Чинейкин, чьи слова приводит пресс-служба.       Продвижением и реализацией продукции АО "ЧМЗ" занимается ООО "Русатом МеталлТех" (входит в Росатом). Как сообщил ТАСС генеральный директор этой организации Андрей Андрианов, новый участок при необходимости позволит в два раза увеличить производство КИП в сравнении с текущими объемами выпуска. По его словам, в среднесрочной перспективе прогнозируем увеличение спроса на инжекционную проволоку производства АО "ЧМЗ" как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.

"Рост мирового объема производства стали, связанный с вводом новых сталеплавильных мощностей, а также стремление производителей повысить конкурентоспособность своей продукции, в том числе и за счет повышения выхода годной и качества выпускаемой продукции, приведет к увеличению спроса на инжекционную проволоку производства АО "ЧМЗ", - сказал Андрианов.

Чепецкий механический завод - крупнейший в мире производитель полного цикла химически чистого металлического электролитического кальция и кальциевой инжекционной проволоки. По словам Андрианова, объем поставок на рынок такой проволоки достигнет более 5 тысяч тонн к концу текущего года, что станет рекордом за всю историю поставок этой продукции на рынок черной металлургии.

"Основными потребителями КИП являются крупнейшие металлургические предприятия России", - приводятся в сообщении слова Андрианова.

Порошковая инжекционная проволока состоит из металлической оболочки и порошкового наполнителя, применяется в черной металлургии при обработке металлургических расплавов.

С их помощью решается задача ввода в расплавленную сталь различных добавок - лигатур, раскислителей, модификаторов. В процессе обработки стали проволока через специальный трайб-аппарат подается в расплав, где стальная оболочка плавится, а наполнитель вводится в жидкую сталь, не соприкасаясь со шлаком и газовой атмосферой. Основное преимущество этого метода по сравнению с обычным добавлением лигатур в ковш с расплавленным металлом в том, что наполнитель во время процедуры не выгорает.      С 2023 года на АО "ЧМЗ" производят инжекционную проволоку с наполнителем из высококачественного ферротитана марки FeTi70 для микролегирования стали. Проволока представляет собой тонкостенную протяженную стальную трубку с наполнителем из порошка ферротитана.

Эта проволока применяется в черной металлургии для микролегирования, модифицирования и дораскисления стали с целью повышения потребительских характеристик металлопродукции.

Кроме инжекционной проволоки завод выпускает конструкционные материалы и комплектующие для тепловыделяющих сборок, продукцию для предприятий атомной энергетики, химической, нефтегазовой и медицинской отраслей промышленности.

В апреле АО "ЧМЗ" сообщил о том, что изготовил опытные образцы корпусов для приборов системы мягкой посадки спускаемых космических аппаратов.

АО "ЧМЗ" - крупный и единственный в России производитель изделий из циркония и его сплавов, гафния, кальция и низкотемпературных сверхпроводящих материалов. Занимает ведущие позиции в производстве ниобия, титана и сплавов на его основе. На предприятии освоены технологии получения сплавов кальция с магнием, алюминием и никелем.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/19577371

В 2024 году гранты Минобрнауки получат 118 вузов из 50 регионов РФ

Гранты Минобрнауки РФ в рамках государственной программы "Приоритет-2030" получат 118 вузов из 50 российских регионов в 2024 году, сообщили в пресс-службе министерства.

"Комиссия Минобрнауки России подвела ежегодные итоги реализации вузами базовой части гранта государственной программы поддержки университетов "Приоритет-2030". Грантополучателями в 2024 году станут 118 вузов из 50 субъектов РФ", - говорится в сообщении.

Отмечается, что общий объем финансирования базовой части программы на будущий год составит 17,98 млрд руб., что на 4,5 млрд руб. больше, чем в этом году. Таким образом, в 2024 году 106 университетов, включая шесть новых, получат базовую часть гранта. Ее размер составляет от 100 до 378 млн руб. на каждый университет. А еще 12 университетов - участников дальневосточного трека получат от 120,3 до 288,6 млн руб. каждый. Территориально участники программы "Приоритет-2030" распределились следующим образом: 36 вузов расположены в Центральном федеральном округе, 22 - в Приволжском, 15 - в Дальневосточном, 13 - в Северо-Западном, 12 - в Сибирском, 10 - в Южном, 6 - в Уральском и 4 - в Северо-Кавказском.

"Как мы договаривались ранее, программа "Приоритет-2030" является открытой. Это означает, что те университеты, которые будут показывать недостаточную динамику, будут лишаться статуса участника или переводиться из специальной части гранта в базовую. И наоборот, те университеты, которые сегодня не представлены в программе, смогут подать заявку, хорошо ее проработав", - отметил глава министерства Валерий Фальков, чьи слова приводятся в сообщении.

"Приоритет-2030" - государственная программа поддержки университетов, реализуется Минобрнауки в рамках нацпроекта "Наука и университеты". Направлена на повышение конкурентоспособности Российской Федерации в сфере высшего образования, науки, технологий. Программа запущена 24 июня 2021 года, плановый срок реализации - 10 лет.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/19579865