Мишустин: доля дружественных стран в товарообороте РФ к 2030 году может превысить 90%

Доля дружественных стран в структуре взаимной торговли к 2030 году может вырасти до 90%. Об этом премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, выступая на стратегической сессии "Стратегия внешнеэкономической деятельности".

"К 2030 году доля дружественных стран в товарообороте может преодолеть планку в 90%. Таким образом, роль тех, кто сейчас пытается сдержать Россию, сократится до минимума", - сказал премьер.

Глава правительства отметил, что было бы неправильно полностью разрывать сотрудничество с недружественными государствами. "Россия не раз подчеркивала, что будет приветствовать всех зарубежных партнеров, которые захотят продолжить конструктивное взаимодействие. К этой группе стран станем применять диверсифицированный подход исходя прежде всего из наших интересов и готовности контрагентов к работе в новых условиях на основе взаимного уважения и учете интересов друг друга", - уточнил он.

Мишустин напомнил, что в конце 2022 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу расширить внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнерами из дружественных стран. Премьер указал, что доля таких государств во внешнем товарообороте России динамично растет - за 12 месяцев она увеличилась с 56% до 80%.

"Вопреки санкционному давлению идет серьезное укрепление сотрудничества с теми, кто настроен конструктивно. Прежде всего с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, СНГ и ШОС, со странами БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки", - перечислил глава российского кабмина.

По его словам, за девять месяцев товарооборот с этими государствами вырос на 21%. В наибольшей степени (в стоимостном выражении) это произошло в торговле с Китаем, Турцией и Индией. "В лидерах также Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бразилия", - добавил российский премьер.

Развитие внешнеэкономической деятельности

Мишустин напомнил, что президент поручил правительству разработать проект среднесрочной стратегии развития внешнеэкономической деятельности. Он отметил, что на стратегической сессии ее участники определят базовые параметры этого документа с учетом всех перспектив и возможных вызовов. "Нужно по максимуму использовать потенциал сотрудничества с нашими традиционными стратегическими партнерами. Предстоит решить несколько масштабных задач, продолжить переориентацию внешних потоков", - сказал глава кабмина, добавив, что для этого в рамках национальных целей, нацпроектов и государственных программ развивается транспортная инфраструктура, в том числе для переориентации экспорта российских энергоносителей с Запада на Восток и Юг. Речь идет и о трубопроводах, и об автомобильных и железных дорогах, о морских и речных портах, уточнил премьер.

По мнению Мишустина, особое внимание нужно уделить развитию международных транспортных коридоров, которые проходят через территорию Российской Федерации. Он считает, что реализация логистических проектов обеспечит российское присутствие и в Африке, и в Латинской Америке. "Это весьма перспективные рынки для продвижения отечественных технологий, продукции, услуг, включая экспорт, образование, здравоохранение. Конечно, необходимо увеличивать количество морских судов под российским флагом, равно как и самолетов с отечественной регистрацией", - сказал он. Премьер также отметил, что для поддержания конкурентоспособности российской экономики важно обеспечить не только стабильный экспорт, но и расширить встречный поток, чтобы российские компании имели необходимый доступ к критически важным сырьевым ресурсам, технологическому оборудованию, комплектующим.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19515961

Ростех поставил эксплуатантам отечественные свечи зажигания для авиадвигателей SaM146

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Ростех) поставила эксплуатантам самолета SSJ-100 первую партию импортозамещенных свечей зажигания для двигателя SaM146. Об этом говорится в сообщении госкорпорации.

"После отказа зарубежных партнеров от сотрудничества остро встал вопрос обеспечения летной годности этих силовых установок. Оперативно была начата работа по импортозамещению необходимых комплектующих, в частности, свечей зажигания, от этого напрямую зависела транспортная безопасность страны. Ростех в кратчайшие сроки создал, испытал и начал выпуск этих изделий, первая партия уже поставлена эксплуатантам", - сказал первый замгендиректора Ростеха Владимир Артяков, слова которого приводятся в сообщении.

Выпуск свечей освоен по заказу "ОДК-Сатурн" на предприятии "Уфимское агрегатное производственное объединение". В конце ноября после испытаний Росавиация выдала сертификат типа на двигатель SaM146 со свечами зажигания отечественного производства.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19521915

РЖД планируют получить 20 российских улучшенных аналогов "Ласточек" в 2024 году

РЖД планируют получить 20 российских улучшенных аналогов "Ласточек" в 2024 году. Об этом журналистам сообщил заместитель генерального директора холдинга Иван Колесников.

"В 2024 году ОАО "РЖД" планирует получить порядка 20 электропоездов серии ЭС104. В этом году "Российским железным дорогам" уже переданы 4 первых таких электропоезда. До конца 2023 года мы получим еще 8", - сказал Колесников.

Новые электропоезда начнут эксплуатироваться в пригородном сообщении на маршрутах в Свердловской области и в Пермском крае - рядом с заводом-изготовителем для того, чтобы при необходимости иметь возможность оперативного сервисного сопровождения и улучшения характеристик поезда.

"Начиная со следующего года планируется поставка таких электропоездов в восьмивагонном исполнении. Они ориентированы для перевозок на полигоне Октябрьской железной дороги", - добавил он.

Ранее РЖД заявляли, что электропоезд серии ЭС104 будет следующим этапом развития электропоездов серии ЭС2Г "Стандарт" с улучшенными техническими характеристиками и измененным внешним видом головного вагона и интерьером. Электропоезд ЭС104 полностью из российских комплектующих был сертифицирован 27 ноября 2023 года. Ожидается, что в перспективе ЭС104 станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов нового поколения.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19521553

В России разработали коленный протез с микропроцессорным управлением

Предприятие "Металлист" госкорпорации "Ростех" разработало бионический коленный модуль "Комета" с микропроцессорным управлением для протезирования нижних конечностей, сообщила корпорация.

"Московское производственное объединение "Металлист" (МПО "Металлист") госкорпорации "Ростех" разработало бионический коленный модуль "Комета" со встроенным микропроцессором для протезирования нижних конечностей. Модуль способен работать от одной зарядки 10 дней, что является на сегодняшний день недостижимым показателем для производителей аналогичных изделий", - говорится в сообщении.

Отмечается, что бионический коленный модуль "Комета" предназначен для пользователей протезов со средним и высоким уровнем двигательной активности. Встроенный в протез микропроцессор собирает и обрабатывает данные в режиме реального времени со скоростью более тысячи раз в секунду, а нейросеть предсказывает ритм и рисунок ходьбы. Это позволяет использовать протез в различных вариантах - от спокойного шага до легкого бега. Сверхпрочный корпус модуля изготовлен методом аддитивной печати из уникального российского сплава РС-553 и защищает электронные компоненты от деформаций и механических поломок.

"Потребность в средствах протезирования на российском рынке высокая. Ранее продукция поступала из-за рубежа. Сейчас комплектующие для протезов мы производим на предприятиях "Ростеха", успешно выполняя мероприятия по импортозамещению. Наши изделия, в том числе не имеющие российских аналогов, сопоставимы с лучшими иностранными образцами и оптимальны по соотношению цены и качества", – приводится в сообщении комментарий заместителя генерального директора "Ростеха" Максима Выборных.

Благодаря привлечению к проектированию коленного модуля врачей, реабилитологов, протезистов и активных пользователей протезов разработчикам удалось создать устройство, отвечающее требованиям конечных потребителей, а по некоторым параметрам – превосходящее мировые аналоги. В серийное производство новый модуль будет запущен после завершающих испытаний в первом квартале 2024 года, отмечается в сообщении.

МПО "Металлист" – старейшее протезное предприятие России, производитель широкого ассортимента комплектующих для отрасли протезно-ортопедических изделий. Госкорпорация "Ростех" объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Развивает в том числе высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 триллион рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.

Источник: https://ria.ru/20231213/protez-1915455029.html

В ЮУрГУ откроется Передовая инженерная школа "Сердце Урала"

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) вошел в число вузов-победителей конкурсного отбора федерального проекта "Передовые инженерные школы" (ПИШ) и получит в 2024 году государственное финансирование в размере 230,4 млн рублей на создание ПИШ "Сердце Урала". Школа, которая начнет работу уже в 2024 году, призвана аккумулировать лучшие практики, передовой производственный опыт, научные достижения и обеспечить их передачу новым поколениям инженеров, сообщили РИА Новости в пресс-службе университета.

ПИШ создается в ответ на вызовы, стоящие перед российской отраслью машиностроения в целом и специального транспортного двигателестроения, в частности. В ситуации резкого повышения спроса на продукцию отрасли, предприятиям-партнерам ПИШ требуется оперативно заместить ушедшую с рынка продукцию зарубежных производителей. Растет запрос на новые, конкурентоспособные продукты, отвечающие современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду. Часть задач, стоящих перед отраслью, стратегические для России. Среди них реализация мегапроекта по производству средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе для обеспечения технологического суверенитета.

В то же время существует проблема нехватки квалифицированных кадров, которая частично может быть решена за счет повышения производительности труда и повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий.

Проекты ПИШ

Создавать передовые машины специального назначения- заложено в историческом коде ЮУрГУ при его создании, как политеха Танкограда в 1943 году, сообщил директор ПИШ Сергей Таран.

"Школа создается на базе традиций, опыта, навыков, умений и истории Челябинского политеха, а ныне Южно-Уральского государственного университета, который в свое время славился тем, что был, в первую очередь, направлен на подготовку инженеров в области машиностроения и двигателестроения. Сохранив нашу историю и потенциал, мы ставим перед собой задачу воссоздать школу специального транспортного двигателестроения. Наши выпускники-инженеры будут создавать новую, современную технику на предприятиях, которые занимаются производством, в первую очередь, дизельных двигателей и продукции на их основе", – рассказал он РИА Новости.

По его словам, на протяжении последних 10 лет в университете совместно с крупными предприятиями транспортного машиностроения уже реализуются проекты по созданию спецтехники нового поколения в рамках импортозамещения и импортоопережения.

Предполагается, что к 2030 году в ПИШ будет создано более 20 продуктов, обеспечивающих технологический суверенитет в трех магистральных направлениях: "двигатели гражданского и специального назначения", "спецтехника для умных городов" и "интеллектуальные системы управления спецтранспортом".

По каждому из направлений имеются заделы, и совместно с предприятиями-партнерами сформированы дорожные карты. Среди конкретных примеров – перспективные гибридные силовые установки, роботизированные транспортно-технологические платформы и системы управления для них.

ЮУрГУ обладает компетенциями в создании сложных машин и механизмов, востребованных рынком. Предприятия-партнеры и университет уже сейчас располагают парком уникального испытательного и исследовательского оборудования. Для реализации задач ПИШ необходимо дальнейшее развитие и совершенствование научно-образовательной инфраструктуры. Соответствующие расходы уже заложены в инвестиционные программы предприятий партнеров, поддержку оказывают правительство Челябинской области и Союз машиностроителей России.

Как изменится подготовка будущих инженеров

Образовательная модель ПИШ "Сердце Урала" строится как ответ на задачу, поставленную партнерами: подготовить инженеров – конструкторов, технологов и техностартеров – и команды специалистов, обладающих компетенциями в нескольких инженерно-технических областях и способных решать актуальные задачи промышленного комплекса Большого Урала.

"Уже сейчас мы начинаем работать со студентами магистратуры университета и применять новые образовательные практики, поскольку перед ПИШ стоит задача провести первый целевой выпуск уже в 2024 году. Также предстоящим летом мы будем набирать абитуриентов в магистратуру ПИШ. Мы будем работать со студентами с первого курса бакалавриата, наша задача – их вовлечь в инженерные науки, чтобы, окончив университет, они осознанно шли работать на предприятия", – рассказал Сергей Таран.

С 2018 года в вузе реализуется модель проектно-ориентированного образования, которая включает в себя проектно-ориентированные магистратуру и бакалавриат и факультативную проектную деятельность. ПИШ будет готовить специалистов с компетенциями в двух и более инженерно-технических областях и с навыками предпринимательства.

Для этого будет внедрен комплекс новых образовательных программ. В первую очередь, будет создана магистратура двух типов: профессиональная, которая будет готовить кадры для отрасли, и исследовательская – для подготовки научно-педагогических кадров.

Для студентов ПИШ разработаны программы базового высшего образования "Перспективные двигатели" и "Специальная техника умного города". Обучение будет проводиться по заданиям индустриальных партнеров в проектных командах под руководством опытных наставников. Стажировки и сопровождение проектов со стороны предприятий-партнеров помогут готовить команды инженеров, способные в короткие сроки интегрироваться в производство.

До 2030 года планируется подготовить свыше 1500 инженеров, вовлечь в инженерное творчество более 40 тысяч школьников, переподготовить и повысить квалификацию более чем 700 сотрудникам предприятий отрасли.

Проект ПИШ предусматривает постепенное развертывание научной и образовательной инфраструктуры, отметил Сергей Таран.

"Мы будем создавать образовательные программы нового качества и формировать пять образовательных пространств в четырех городах Большого Урала. Центральным объектом станет Межуниверситетский кампус мирового уровня Челябинской области. Одновременно с этим создается распределенный индустриальный комплекс, включающий крупный инженерно-исследовательский центр в городе Миассе, лабораторный комплекс в Нижнем Тагиле, кампус для подготовки кадров и развития инновационного потенциала региона в Кургане", – сообщил он.

Университет объединит в Кольцо ПИШ пять ключевых индустриальных партнеров на территории Большого Урала, семь технологических лидеров и 14 университетов по всей России. По замыслу создателей, это позволит участникам проекта обмениваться компетенциями, образовательными ресурсами, студентами и командами, отбирая и концентрируя лучшие практики в интересах отрасли и воспитания новых инженеров.

Источник: https://na.ria.ru/20231213/yuurgu-1915370873.html